Продержав несколько недель свою администрацию в стрессовом состоянии, президент в итоге легализовал давно известную систему сдержек и противовесов

В субботу на встрече с журналистами президент объяснил, зачем он реформировал свою администрацию. «Администрация рождалась как штаб революции, – пошутил президент, говоря о начале 90-х. – Надеюсь, что революции у нас больше не будет. Нам теперь нужен не штаб, а эффективный инструмент управления».

При этом инструмент управления, как заметил Путин, не должен «вторгаться в компетенцию других высших органов власти, в частности правительства». Кроме того, глава государства разъяснил, зачем вообще нужно перетряхивать высшие руководящие органы: «Люди обрастают всякими рыбами-прилипалами, устаревшими идеями и начинают излишне дорожить своим местом вместо того, чтобы активно работать».

Похоже, последнее замечание не относится к высокопоставленным чиновникам Кремля. Практически все остались в администрации. Однако иерархия за зубчатой стеной изменилась до неузнаваемости. Путин по-новому отстроил пирамиду кремлевской власти, принимая во внимание значимость участка работы каждого из бывших замов главы своей администрации.

Нынешняя кремлевская иерархия теперь выглядит следующим образом: глава администрации, два заместителя, помощники президента, пресс-секретарь и руководитель протокола, полпреды, советники и начальники управлений. На вершине он оставил представителей всех трех кремлевских группировок, уравновесив интересы и влияние «юристов», «чекистов» и «волошинцев». При этом заместители главы администрации тоже имеют статус помощников президента и напрямую подчиняются главе государства – таким образом руководитель администрации уже не будет прежним «серым кардиналом», а превратится в простого куратора деятельности кремлевской канцелярии.

У Путина осталось всего два заместителя – Владислав Сурков и Игорь Сечин. Разделение функций между замами пока не произведено – на это отпущена одна неделя. Но, как рассказал «НГ» высокопоставленный кремлевский источник, Сурков и Сечин скорее всего сохранят за собой прежние сферы влияния. То есть первый по-прежнему будет курировать Управление по внутренней политике (ему еще добавили функции бывшего Главного территориального). А второй будет «присматривать» за канцелярией и Управлением информационного и документационного обеспечения. Между тем индикатором степени близости к главе государства станет право финансовой подписи, которое должен в ближайшие дни получить один из двух замов. Именно этот человек останется на «кремлевском хозяйстве», когда Медведев будет отправляться в очередной вояж.

Все остальные заместители Медведева стали помощниками президента, которые могут курировать или сами возглавлять управления. Помощники равны по должности, но не по реальному статусу: одни сильно потеряли, другие значительно возвысились. Сопровождавшая Путина в поездке пресса смогла отчасти наблюдать первую реакцию кремлевских обитателей на свои взлеты и падения.

Мрачным и расстроенным выглядел в Ессентуках бывший замглавы администрации Александр Абрамов – ему не повезло больше всех. До этого он обеспечивал связи Кремля с регионами и курировал Главное территориальное управление. Оно теперь слито с Управлением внутренней политики, и у Абрамова остался только Госсовет (достаточно декоративная структура), секретарем которого он уже назначен.

А вот сразу переназначенный пресс-секретарь Путина Алексей Громов был весел и уверен в себе. Журналисты, поздравляя его, заметили: «Мы и не сомневались, что вас назначат!» «А надо бы», – отвечал пресс-секретарь с напускным недовольством в голосе. Громов теперь будет контролировать Управление пресс-службы и информации, образованное путем слияния пресс-службы и информационного подразделения. Первое всегда было под присмотром Громова, а вот за вторым приглядывал помощник президента Сергей Ястржембский. Его последние назначения обошли стороной, и это, безусловно, аппаратная победа Громова, всегда недолюбливавшего своего коллегу. Кстати, пока неизвестно, сохранит ли вообще Ястржембский пост в Кремле.

Больше всего в результате реформы получила Лариса Брычева. У нее остались прежние полномочия главы Государственного правового управления, но при это она, пока единственная из простых начальников кремлевских подразделений, возвысилась до уровня помощника. Произошло это, говорят, неспроста: Брычеву считают одним из идеологов перестройки Кремля.

Виктор Иванов в новейшей иерархии стоит выше других помощников: он по-прежнему будет курировать сразу два управления – по кадровым вопросам и государственным наградам и по обеспечению конституционных прав граждан. Последнее было образовано из управлений по гражданству и помилованию. Для «питерского» чекиста, которого прочили в первые замы Медведева, такой расклад вряд ли может считаться удачным. Единственное, что может серьезно усилить Иванова, – это передача ему кураторства за силовыми ведомствами, прежде входившими в сферу компетенции Дмитрия Козака.

Пока непонятно, в чьей епархии окажется Экспертное управление. Путин в Сочи поставил перед этой структурой амбициозные задачи: «заниматься экспертными оценками экономической составляющей страны, выдвигать предложения по развитию конкретных сфер, давать рекомендации президенту». Новое подразделение, кстати, уже занято работой над посланием к Федеральному собранию. Прежде Экспертное управление подчинялось Поллыевой, но теперь в него влилось Экономическое, бывшее под началом у Шувалова. Кто из них получит контроль за этим важным направлением – пока большой вопрос. При этом не исключено, что начальником новой структуры Кремля станет бывший глава Экономического управления Антон Данилов-Данильян.

Но даже если экспертное ведомство Шувалову не отойдет, он без своей «поляны» не останется – ему отдадут контроль за Управлением по вопросам государственной службы. Эта совершенно новая структура администрации образована из соответствующей комиссии Медведева. Так что Шувалову, миссия которого как руководителя группы по удвоению ВВП подходит к своему завершению, придется взять на себя еще один прорывной участок – подготовку антикоррупционных законов.

Пока неизвестно, кто будет заведовать президентскими контролерами. Совсем недавно Главное контрольное управление возглавил «питерец» Валерий Назаров. Но теперь, к удовольствию ряда сотрудников Кремля, Назарова забрали руководить Агентством по управлению федеральным имуществом.

Всего же число кремлевских управлений сократилось с 17 до 12. К этому числу, правда, надо по-прежнему прибавлять референтуру, канцелярию и аппарат Совбеза, а также аппарат советников, аппарат полпредов и секретариат руководителя администрации, теперь существующие как самостоятельные подразделения. Так что общее количество звеньев администрации сократилось незначительно. В целом же, как рассказал «НГ» один из участников недавней встречи Медведева с полпредами, число сотрудников Кремля и Старой площади, которые сейчас выведены за штат, глава администрации пообещал сократить на 20%. Сейчас их около 2 тысяч. Сокращение, прямо скажем, не радикальное.

Как бы то ни было, несколько недель тяжелого стресса для аппарата Кремля закончились для большинства чиновников благополучно. Кто-то получил больше полномочий, другие потеряли в аппаратном весе, но почти все усидели на своих местах. Кремлевская перетряска привела к установлению нового баланса между «питерскими» и «семейными», который закреплен и узаконен указом президента.

Наталья Меликова

Независимая Газета

# 62 (3177) 29 марта 2004 г.

Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Независимая Газета

*