Петербург в пятницу обрел губернатора. За последние три года при одном и том же составе ЗакСа уже второй раз прошла церемония инаугурации одного и того же человека. В Мариинском дворце по этому случаю собралась вся элита, а вокруг дворца — вся милиция. Глава города снова была в черном, снова пообещала, что «вместе сможем все». Но отличия все же были.

Ровно в три часа дня Валентина Матвиенко поклялась уважать и охранять права и свободы жителей Петербурга, соблюдать Конституцию России, Устав и законы Петербурга, способствовать процветанию города и повышению благосостояния его жителей. Помнить об этих словах придется пять лет. Так Валентина Матвиенко приняла присягу и вступила в должность губернатора Санкт-Петербурга. Через минуту, когда зазвучали гимны России и Петербурга, публика внимательно всматривалась в лицо губернатора – всем почему-то показалось, что она плачет. Хотя это наделение полномочий ей далось с гораздо меньшей кровью, нежели предыдущее.

Для того, чтобы все прошло «по-домашнему», за ширму с микрофоном посадили председателя комитета по культуре Николая Бурова. «Просьба отключить мобильные телефоны», «внести флаги Российской федерации и Санкт-Петербурга», «прошу всех встать», «прошу всех садиться», «вынести флаги…», — совсем как в театре вещал «ведущий» церемонии. Он же озвучивал церемониал и три года назад. Отвечая на вопрос, чем эта инаугурация отличается от предыдущей, Буров отметил, что тогда «бантиков» было больше. Впрочем, у каждого было свое мнение по этому поводу.

— Это выступление Матвиенко более четкое, и это объясняется тем, что исходная база уже другая. Тогда, три года назад, город жил в серости, убогости и был второго сорта…, — охарактеризовал мероприятие депутат Ватаняр Ягья, который два дня назад с трибуны Закса вспоминал о бирюзовом наряде губернатора. После церемонии парламентарий смог в деталях припомнить и нынешний костюм: «черное платье с фиолетовой и белой вышивкой», — с лету сказал Ягья.

— Раньше делали дело, а не занимались хвастовством. Смешно. Но приходится воспринимать как данность, — язвительно кто-то сказал в кулуарах.

Многие выступления поздравляющих Валентину Матвиенко отличались оригинальностью, как будто всем надоело говорить официозно-пафосные речи и захотелось вспомнить, что все тут – старые добрые друзья. Глава ЦКБ «Рубин», почетный гражданин Игорь Спасский, знакомый с губернатором уже не один десяток лет, сравнил губернатора с хорошей ракетой, к которой пристраивают пускоразгонную ступень.

«Мне бы хотелось, чтобы орбита, на которую выпущена эта ракета, не удалялась за пределы Санкт-Петербурга, — сказал глава ЦКБ «Рубин» и тут же завел о личном — Соглашаясь выступать с трибуны, я выторговал себе право поцеловать Валентину Матвиенко в щечку».

Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, комментируя саму церемонию, заявил, что не понимает, что такое наделение полномочиями, и поздравил губернатора именно с избранием. «Я пришел без цветов и сувениров, — честно признался Сердюков, — но они уже лежат у вас в кабине на столе». Председатель Уставного суда Сергей Сергевнин прочитал небольшую лекцию о появлении первого губернатора в Петербурге, которым был Меньшиков, процитировал энциклопедический словарь 1901 года о толковании понятия «губернатор» и тоже воспользовался возможностью поцеловать Валентину Матвиенко. Отказался целовать ее только руководитель Пушкинского театра Валерий Фокин. Режиссер сказал, что не может себе этого позволить, так как он «не почетный гражданин Петербурга».

А спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов прочитал стенограмму трехлетней давности с тремя пожеланиями от депутатов, высказанными тогда Валентине Матвиенко. Все они оказались выполненными. (Это — формирование правительства из топ-менеджеров, прекращение распрей между исполнительной и законодательной властями, а также нацеленность не на будущие выборы, а на будущее нации). Теперь Тюльпанов дал новое задание: сделать так, чтобы 22 декабря 2011 года уровень жизни в Петербурге был как на западе, а уровень рождаемости – как на востоке. Целовать губернатора он, впрочем, тоже не стал.

Губернатор же, обретя уверенность после того, как ей было вручено удостоверение хозяйки города, тут же прошлась в своем выступлении по будущей избирательной кампании в городской парламент, который до этого она поблагодарила за доверие, поддержку и конструктивную работу. И напомнила, что избиратель у нас в городе не допустит к власти «оголтелых любителей саморекламы».

Валентина Матвиенко, видимо, после того, как сама отказалась от выборов, поверила в избирателей. Они сумеют отличить тех, кто думает о городе, от рвущихся любой ценой на парламентскую трибуну. «У нас умный избиратель, он не даст, я уверена, себя обмануть. Он никогда не примет экстремистских лозунгов и политического кликушества», — заявила она.

После рассказа о том, как много сделано в городе и как много можно будет сделать в ближайшие пять лет, она не стала лукавить: «Надо трезво признать, что многие ресурсы, в том числе ресурсы мощного бюджетного роста, уже исчерпаны. И если мы хотим сохранить набранные темпы, мы должны определиться, что конкретно будет для нас двигателем успеха в ближайшие годы. Потому что вечных двигателей не бывает», — заявила губернатор. Так что придется поработать, для того, чтобы никто не спрашивал: «Петербург – это где? Во Флориде?».

«Вместе мы сможем все», — завершила свою речь Валентина Матвиенко словами, которыми стартовала три года назад.

Впрочем, никого ничем удивить на этот раз не удалось. Все закончилось быстро, без лишних церемоний и затянутых выступлений. Даже шампанского в Ротонде, как в прошлый раз, не наливали. Ведь, как выразился один из гостей: «Победа Валентиной Матвиенко была выстрадана один раз, тогда, три года назад. Этого она не забудет никогда. И по сравнению с теми временами, нынешнее событие – рядовая предновогодняя вечеринка».

Александра Медведева,

Фонтанка.ру

Фонтанка.ру

*