В музыкальных кругах Англии с новой силой разгорается скандал. Его причина в «несправедливом» законе об авторских правах на музыкальные произведения. Согласно нормам, существующим сейчас в Европе и Великобритании, срок действия прав авторов на их творчество составляет 50 лет. В Соединенных Штатах он существенно больше — 95 лет.

Уравнять сроки музыканты требуют еще с того момента, как подобные нормы были приняты в Старом Свете. А сейчас, видимо, в борьбе против «неудобного» закона наступил переломный момент.

Мекка мировой рок-музыки не выдерживает напора преданных паломников. Пол Маккартни, Клифф Ричард, Эрик Клэптон, Пи Джэй Харви и сотни других музыкантов требуют от правительства пересмотреть закон об интеллектуальной собственности и внести в него соответствующие поправки. Отдельные попытки музыкантов заявить о правах на собственные сочинения предпринимались и раньше, но не с таким размахом. С каждым днем на помощь ветеранам приходит все больше молодых дарований. Самые рьяные из них — обладатели нескольких наград BRIT Awards группа Kaiser Chiefs. Всего на сегодняшний день увеличение срока действия прав до 95 лет поддерживают уже около 4 тыс. групп.

Пятьдесят лет — действительно, не так уж и много. Например, дебютная пластинка The Beatles вышла в 1963-м. А их первые хиты Love Me Do и I Saw Her Standing There написаны даже годом ранее. Нехитрые подсчеты позволяют сделать вывод, что совсем скоро сэр Пол не сможет получить за свои шедевры ни гроша.

Но на это у британского правительства есть железный аргумент: повышение порога на 45 лет принесет пользу лишь немногим музыкантам, которые уже и так «неслыханно богаты». Кстати, инициатор введения поправки к американскому закону, благодаря которой срок авторского права вырос до 95 лет, певец и конгрессмен Сонни Боно, по иронии судьбы, погиб в возрасте 62 лет.

Почему именно сейчас возник такой ажиотаж вокруг этого закона? Видимо, потому что доходы от продаж компакт-дисков весьма быстро растут. Первые фанаты The Beatles давно обзавелись детьми и внуками и теперь с удовольствием приобщают своих потомков к творчеству кумиров молодости. О чем и свидетельствует постоянное появление на рынке редких концертных альбомов, многочисленных переизданий старых пластинок (а пиратские бутлеги издаются еще чаще) уже распавшихся групп, музыканты которых пока живы и рассчитывают на достойное вознаграждение своих трудов.

Если проблему не удастся решить на высшем уровне, то музыканты могут уйти к американским звукозаписывающим компаниям. Но перекупка прав у британских лейблов повлечет за собой огромные затраты художников от микрофона и гитары. А в дальнейшем такой ход может привести к потере довольно большого сегмента рынка и проблемам с распространением продукции через третьи лица на территории Англии. Парадоксально, но вскоре родина рок-н-ролла может похоронить свое же детище из-за несговорчивости английских политиков.

ТИМУР АРХАНГЕЛЬСКИЙ

18.12.2006

РБК daily