Серия громких коррупционных скандалов вынудила правительство обратиться к обсуждению проблемы взяточничества в структурах исполнительной власти. В ходе заседания кабинета министров с докладом на эту тему выступил генеральный прокурор Юрий Чайка. По словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, «присутствие генпрокурора на заседании правительства» стало едва ли не первым в практике кабмина.

Юрий Чайка не решился назвать перед телекамерами фамилии высокопоставленных коррупционеров.

Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Несмотря на то что заседание правительства проходило на фоне обысков в структурах, связанных с Пенсионным фондом, и недавних арестов руководителей Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), Юрий Чайка не стал акцентировать внимание на этих событиях, ограничившись лишь общей сухой статистикой. По его словам, в ходе проверок, проведенных Генпрокуратурой в текущем году в федеральных министерствах и ведомствах, было выявлено свыше 47 тыс. нарушений закона о государственной и муниципальной службе, должностным лицам вынесено свыше 10 тыс. представлений, возбуждено около 600 уголовных дел. Проверки были проведены в Федеральной таможенной службе, Федеральной налоговой службе, Минсельхозе, Минздравсоцразвития, Росстрое, Росздраве и др. ведомствах. В числе основных нарушений, по словам генпрокурора, – непредставление налоговой декларации о доходах и совмещение госслужбы с работой в коммерческих структурах. В одном только Рособразования к подобным нарушениям были причастны 249 сотрудников, это примерно 70% от численного состава центрального аппарата ведомства.

Выступивший с содокладом первый заместитель главы МВД Александр Чекалин призвал прекратить лояльничать с коррупционерами. «Назначение наказания, не связанного с лишением свободы, ниже низшего предела, применение амнистии, прекращение дел ввиду деятельного раскаяния или даже примирение с потерпевшими, а также применение условно досрочного освобождения – сводит на нет все усилия правоохранительной системы», – посетовал Чекалин. По его мнению, наказание за преступления по ст. 209 УК РФ (получение взятки) должно быть безальтернативным и гарантировать лишение свободы «для четко регламентированных таких деяний». В то же время мелких служащих вроде врачей и учителей, попавшихся на разовых поборах, в целях профилактики можно и не сажать, ограничившись крупным штрафом и запретом занимать ту или иную должность.

В ходе дискуссии глава МЭРТа Герман Греф попытался задать какой-то вопрос выступавшим, но, узнав, что заседание транслируется для прессы, смущенно отказался от своего намерения. В свою очередь, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что искоренить коррупцию поможет уход государства из бизнеса: «Очевидно, что чиновник будет отстаивать интересы того предприятия, в совете директоров которого он участвует». Однако сегодня ситуация, по его словам, складывается обратная – госструктуры уже вошли в автомобилестроение, а на очереди – авиапром, что проблему только усугубляет.

Оправившийся от смущения Герман Греф все-таки включился в обсуждение вопроса и заявил, что одна из главных причин разложения чиновников – низкая заработная плата. «Если в Москве средняя зарплата составляет 26 тыс. рублей, а сотрудник центрального аппарата министерства получает 18 тыс. рублей, то о какой борьбе с коррупцией можно говорить? – вопросил Греф. – Люди вынуждены кормить семью». При этом он предложил принять некий морально-этический кодекс госслужащего, регламентирующий его деятельность. «Члены семьи чиновника не должны являться участниками списков самых богатых людей», – подытожил глава МЭРТа.

Заканчивая рассмотрение столь животрепещущего вопроса, премьер-министр Михаил Фрадков заверил всех, что данная тема и впредь будет обсуждаться максимально открыто. «Вот тут Герман Оскарович спросил, а «под прессу» ли мы это будем делать, – заметил премьер. – Я отвечу: на правительстве подобные вопросы будут рассматриваться только открыто, с прессой, поскольку это один из инструментов борьбы с коррупцией».

Сергей Куликов

08.12.2006

Независимая газета

***