С сенсационным заявлением, вызвавшим буквально бурю в научном мире, выступили американские ученые. По их словам, им удалось обнаружить единственную генетическую мутацию, благодаря которой древнейшие предки человека начали отличаться от своих обезьяноподобных предшественников. Фактически, речь идет о моменте «рождения» человека на планете Земля.

Эта мутация, повлекшая целую череду фундаментальных биологических изменений, произошла примерно 2,4 миллиона лет назад в гене, который контролирует развитие челюстных мышц и у современного человека называется MYH16. У нынешних ближайших родственников человека, — например, шимпанзе — этот ген сохранился в первозданной форме. Что, или по некоторым гипотезам «кто», послужило или послужил причиной этой мутации, остается пока загадкой. Версий может быть множество, но предстоит определить единственно верную. Однако это займет определенное время, которое может оказаться весьма продолжительным.

Но в любом случае, согласно сделанному открытию, в результате этого, казалось бы, небольшого изменения в геноме челюстные мышцы наших страшно далеких предков стали существенно меньше и слабее, что заставило эти доисторические существа менять свое «меню», искать первые орудия труда. Менее мощные мышцы лишили их возможности рвать и терзать добычу на части и пережевывать жесткую пищу. Им пришлось приспосабливаться к новым своим особенностям, учиться готовить еду, как-то ее обрабатывая.

Как предполагают ученые, именно изменение челюстных мышц, которые стали менее мощными и стали оказывать меньшее давление на череп, обеспечило иное его строение, позволив развиться куда более крупному головному мозгу. Как утверждается, время этой мутации достаточно хорошо совпадает и со временем, когда наши предки начали использовать первые орудия труда.

Вместе с тем, открытие, о котором сообщается в последнем номере журнала «Нейчур», встречено учеными неоднозначно, некоторые из них предупреждают, что оно противоречит основам теории эволюции, другие же называют его великолепным. Авторами открытия стали биологи и специалисты по пластической хирургии из Университета штата Пенсильвания и детской больницы Филадельфии.

ИТАР-ТАСС