16 октября 1874 года министр путей сообщения России подал царю «всеподданнейший доклад», копия которого хранится в музее Куйбышевской железной дороги. В нем написано буквально следующее: «Вашему Императорскому Величеству имею счастие всепочтеннейше донести, что 12 сего Октября открыто правильное движение пассажирских и товарных поездов по Моршанско-Сызранской железной дороге, от Моршанска до Сызрани, на протяжении 484 3/4 верст».

Эту дорогу строило акционерное общество Ряжско-Моршанской железной дороги, открывшее в 1866-1867 годах паровозное движение от Ряжска до Моршанска. В мае 1868 года правление общества обратилось к правительству за разрешением продолжить строительство линии от Моршанска до Пензы и Сызрани.

Работы начались в мае 1872 года под руководством опытного инженера-путейца Н.Л.Маркова. Трасса была разделена на участки, и строительство велось одновременно по всей линии. Параллельно с прокладкой путей строились депо, станции, пункты водоснабжения, технические здания. Закладка важнейших объектов сопровождалась традиционным обрядом освящения.

В те годы железные дороги строились весьма примитивно. Несколько тысяч рабочих практически вручную делали насыпи. Землю подвозили конные подводы с возчиками. Деревянные шпалы пропитке не подвергались. Рельсы были различной длины — от 5,6 до 6,5 метров, весом по 26 килограммов метр. Часто шпалы и рельсы укладывались прямо на земляное полотно, без подсыпки щебня. На дороге использовались трехосные паровозы, поставляемые Воткинским и Невским заводами. В поездах применялась сигнализация в виде веревки, которая на крючках вдоль вагонов протягивалась от главного кондуктора до будки машиниста, где крепилась к паровозному свистку. Ездить «по железке» в удобных пассажирских вагонах было дешевле, комфортнее и быстрее, чем на лошадях. Железные дороги пользовались возрастающим успехом.

Одновременно со сдачей в эксплуатацию Моршанско-Сызранской дороги начала действовать ветвь, ведущая от Сызрани до пристани на Волге. Моста через Волгу еще не было, но он уже проектировался и должен был продлить движение поездов на Восток. В Самаре первый паровозный свисток раздался 12 августа 1875 года, после сдачи в эксплуатацию ветви от Самарской железнодорожной станции к Хлебной площади и далее к волжским пристаням.

Моршанско-Сызранская дорога, прародительница нынешней Куйбышевской магистрали, имела огромное экономическое значение. Она связывала центр страны с берегами Волги, с районами, богатыми хлебом, лесом, полезными ископаемыми. Куйбышевская железная дорога и сегодня остается важнейшей грузо-пассажирской магистралью страны.

Самара today